Форекс инвест

Доходные инвестиции в счета профессионалов

Л.Котликофф: США являются банкротом

ПОЛЕЗНОЕ:

Лоуренс Котликофф

Интервью профессора Университета Бостона Лоуренса Котликоффа.


Г-н Котликофф, несколько дней назад было объявлено, что согласно исследованиям в Университете Калифонии госдолг США перевалил за $70 триллионов долларов. Вы же говорите о цифре куда большей - 220 триллионов. Чем объясните такое расхождение?

Большая часть долгов США и многих других стран и даже России, находятся за пределами официального баланса. И все эти страны принимают арбитражные решения относительно того, что включается в официальные долги, а какие долги остаются за пределами балансового счета. Таким образом, мы не видим реальную картину с государственными обязательствами.

Например, в России очень высокие пенсионные обязательства, которые не входят в официальный долг. В США также есть огромные пенсионные обязательства, а также обязательства по системе социального обеспечения, в частности по системе здравоохранения. Также в США огромные обязательства по оборонным расходам. И если все эти обязательства объединить в балансовый счет вместе со всеми активами, в которые входят будущие налоговые поступления правительства, и оценить это все на сегодняшний день по приведенной стоимости, только тогда мы получим реальные бюджетные обязательства страны. В США такие реальные бюджетные обязательства составляют около 222 триллиона доллара.

Если представить эти цифры в перспективе, то это означает, что бюджет США необходимо корректировать на примерно на 12% ВВП США ежегодно, чтобы покрыть этот разрыв. По приведенной стоимости это 222 триллиона долларов – для покрытия этой суммы каждый год властям США необходимо собирать на 12% больше налогов для ВВП или снижать расходы ежегодно на 12% или делать и то, и другое, чтобы в сумме получалось 12% ВВП. Таким образом, Соединенные Штаты с точки зрения своей бюджетной позиции являются полным банкротом. Это очень серьезное заявление, но это то, о чем нам говорит состояние реальной экономики. У других стран похожая сложная ситуация – взять хотя бы Грецию. Но страны этого не понимают, потому что большая часть долгов находится за пределами балансового счета. Согласно нашим подсчетам, примерно 19 долларов из каждых 20 долларов долгов находятся вне балансового счета.


Расскажите вкратце, как этот долг рос по времени с 1945 года. Есть ли критическое значение за которым может быть обвал и какой этот предел?

Страна уже является настоящим банкротом, при этом сама того не понимая. Вы знаете про ситуацию с Детройтом, когда город в один прекрасный день объявил себя банкротом из-за огромного объема пенсионных обязательств, которые накопились за годы, и однажды город понял, что не способен их выплатить, поэтому объявил о банкротстве. Однако те люди, которые разбираются в экономике и понимают ситуацию в Детройте, знают, что город стал банкротом не сейчас, а 10-15 лет назад. Так и любой человек, который понимает бюджетную обстановку в США, знает, что у страны большие проблемы с бюджетом, и она не прилагает активных усилий по нормализации. Американское общество не знает реальной ситуации. На самом деле эту ситуацию можно сравнить с постепенным ростом раковой опухоли.

В результате бездействия люди проснутся, а в стране огромный финансовый кризис с резким ростом процентных ставок. Поэтому уже сейчас необходимо понимание ситуации – пример Детройта явно оказывает, что происходит – города рушатся. И подобный ужас угрожает всей стране – однажды страна может понять, что не способна выплатить обязательства по гособлигациям, потому что не может собрать достаточное количество налогов. Или, например, она сможет выплатить обязательства по гособлигациям, но не будет способна выполнить обязательства по социальным платежам – все сразу нельзя будет выплатить.

Необходимо взять бюджетную ситуацию под контроль, но уже слишком поздно – ситуация сравнима с последней стадией рака, когда пациента оперируют слишком поздно. И это может превратить пациента в Аргентину. И если вы знаете историю Аргентины, то в конце 1990-х — начале 2000-х годов в Аргентине разгорелся жесткий финансовый кризис, в результате которого резко упал ВВП на душу населения. Этот кризис стал результатом примерно столетней неверной бюджетной политики правительства, и страна из развитой страны перешла в разряд развивающихся стран. Такая же ситуация угрожает США, России, если власти этих стран не озаботятся оздоровлением бюджетной системы. Такая же ситуация угрожает многим другим странам мира.

Как, на ваш взгляд, обстоят дела с госдолгом в других странах и в какой стране он наибольший? Что можете сказать о долге России, Китаю и странам Европы?

Перед Китаем, как я думаю, серьезные трудности, учитывая стареющее население. В стране есть большие пенсионные обязательства, которые также находятся вне балансового счета, как и в Европе, США, России и Восточной Европе. В Сенате США то и дело проходят баталии, связанные с вопросами необеспеченных обязательств, с необходимостью изменений в законодательстве, чтобы власти включили все долги в балансовый счет. Анализ бюджетного дефицита проводят около 500 экономистов. Эти люди из разных организаций, специалисты и эксперты настаивают на том, чтобы прекратить вводить общество в заблуждение и начать сообщать реальные цифры по состоянию бюджета, это нужно ради наших детей, потому что все это отразится именно на их жизнях.

Может ли Федеральная Резервная Служба США стать более эффективной, если она перейдёт под контроль государству? Есть ли пути реформирования этой системы в случае, если она останется частным предприятием?

Вопрос относительно ФРС довольно сложный, он комплексный, он связан с организацией банковской системы страны, с ролью ФРС в регулировании банковской системы. Но есть еще одна проблема, она связана с бюджетными трудностями США. Она заключается в том, что ФРС позволяет властям США продолжать расходовать гораздо больше средств, чем они могут себе позволить. Это проблема, потому что на протяжении многих последних лет - 5 или около того - ФРС печатала очень-очень много денег, и сейчас продолжает это делать.

А теперь вспомните гиперинфляцию в 90-х годах в России – тогда российский Центробанк печатал много денег, это привело к росту цен и вылилось в гиперинфляцию. И эта ситуация много чего разрушила, подорвала экономику, разрушила жизни людей в России. Сейчас в США ФРС печатает 20 центов на каждый доллар. Допустим, властям нужно потратить 100 долларов, тогда ФРС просто печатает 20 новых долларов. В конечном итоге это приведет к очень высокому уровню инфляции, если не к гиперинфляции. Таким образом, мы имеем в США ситуацию огромных объемов новых напечатанных денег, и это является признаком проблем с оплатой счетов правительства, того, что бюджетная ситуация серьезно вышла из-по контроля.

Сейчас все внимание вертится вокруг трех программ количественного смягчения ФРС США, их влияния и процентных ставок, но реальная проблема лежит в сфере печатания Федрезервом огромного объема новых денег для оплаты государственных счетов. Систему наводнили огромным количеством денег, и в какой-то момент люди осознают, что происходит. Как поняли, что Детройт рухнул, так поймут, что проблема в том, что ФРС печатает деньги, а выплаты по гособлигациям обойдутся гораздо дороже, цены взлетят, а выплаты окажутся меньше, чем ожидали. В результате при росте процентных ставок возможен новый финансовый кризис, а ФРС уже не сможет снизить процентные ставки, поскольку иначе у властей не будет средств для оплаты своих обязательств. Сейчас это и есть реальная проблема с ФРС с точки зрению бюджетной политики.

Если смотреть на эту проблему с точки зрения регулирующей банковской политики, то тут еще один провал со стороны ФРС. Нам нужно не возвращение докризисной ситуации 2008 года, где были банки с огромным леверджем и заимствованиями, и при сложной экономической ситуации все посыпалось. Банки оказались вовлеченными в коррупционные практики.

Почти каждый день мы слышим сообщения об огромных штрафах, наложенных на банки, за недобросовестные практики на финансовой арене. Как реформировать или контролировать банки?

Нам нужна банковская система без левериджа, без заимствований, нам нужна прозрачная система, где четко видны все активы и пассивы банков. Такие предложения существуют – предложения создать банковскую систему по типу паевого инвестиционного фонда. Можно наладить ситуацию в банковской системе напрямую, сделать ее прозрачной и эффективно работающей. Безопасную банковскую систему можно сделать в любой стране мира, в том числе в России. Однако политики вместе с банкирами занимаются не тем в банковской системе, вступают в сговоры, осуществляют коррупционные практики, и это становится замкнутым кругом.

Это проблема с ФРС, которая не приложила усилий для проведения фундаментальной финансовой реформы. На этом фоне финансовая система США находится сегодня не в лучшей форме – высокий уровень монополизации, это система из нескольких крупных банков. И, конечно, это означает более высокий риск, ведь если у этих банков появятся проблемы, ФРС не сможет помочь в адекватной степени из-за законодательства. Таким образом, сейчас ситуация рискованная и не улучшается.

Поскольку сырьевая экономика России тесно связана с долларовой системой, как по Вашему скажется на России возможный обвал доллара?

Я не знаю, рухнет ли доллар в этом году или в следующем. Просто в один прекрасный момент Уолл-стрит и финансовые рынки поймут, что происходит на самом деле, и в результате курс доллара снизится. Рухнет ли он резко или постепенно пойдет вниз – этого я знать не могу. Россия продает нефть, которая является реальным сырьевым ресурсом, и не думаю, что изменение курса доллара по отношению к рублю сильно ударит по России, поскольку у России есть то, в чем реально нуждаются другие страны – нефть, газ и другие экспортные ресурсы. Реальный вопрос для России состоит в достаточности ресурсов для покрытия бюджетных счетов, ведь примерно 40% госдоходов РФ – это доходы от продажи сырьевых ресурсов, насколько я знаю.

Таким образом, учитывая старение населения России, увеличение пенсионных нужд населения и медицинских потребностей, вопрос состоит в способности властей покрывать все эти социальные расходы, и в достаточности нефтяных ресурсов для их использования для этой цели. Именно в этом вопрос для России, а вовсе не в курсе американского доллара.

Как вы оцениваете политику низких процентных ставок, она эффективна?

Поддержка процентных ставок на низком уровне может быть положительной политикой для стимулирования строительного сектора, для увеличения строительства жилья. Возможно, эта политика полезна для некоторых секторов экономики. Но есть еще и отрасли экономики, которые оказываются под давлением в результате такой политики – возьмите всех пожилых людей, живущих на фиксированный доход, которые вложили деньги в облигации и другие ценные бумаги, в депозитные сертификаты, в сберегательные счета. И в результате проводимой политики все эти люди получают очень низкие доходы, они ограничены в расходах, их жизнь на пенсии и образ жизни оказываются под давлением. И это не есть положительный фактор для спроса на товары и услуги в экономике.

Таким образом, я не вижу доказательств того, что политика низких ставок помогает стимулировать экономику – этого не происходит на протяжении последних пяти лет. Может, пора прекратить проводить эту политику, раз она неэффективна? Нельзя постоянно делать одно и то же и при этом ожидать других результатов - одна и та же политика дает одни и те же результаты. А получается, что ФРС делает одно и то же, но при этом ожидает иных результатов, и не получает их.

Эксперты Уолл-Стрит часто ошибаются по всем возможным темам – они то и дело ошибаются по кризису, по падению рынка облигаций, или по падению валютного курса. Пытаться прогнозировать, что будет делать рынок – это сложно, трудно предугадать поведение рынка. Надо сказать, что есть люди, которые, как и я, считают, что бюджетная политика США вышла из-под контроля, и в один прекрасный день люди проснутся и начнут распродавать облигации – все американские облигации, как государственные, так и корпоративные. В результате цены на эти бумаги будут падать, а процентные ставки – расти, и это может привести нас к рецессии. Но так или иначе основная проблема в том, что эти облигации – это только одна двадцатая часть всех настоящих обязательств правительства.

У нас 78 миллионов людей, родившихся в период резкого увеличения рождаемости, которые только сейчас приближаются к пенсии или начинают уходить на пенсию. И им власти обещали примерно 40 тысяч долларов в виде пенсионного и медицинского обеспечения. В России ВВП на душу населения составляет около 15 тысяч долларов, а правительство США пообещало 78 миллионам людей по 40 тысяч долларов ежегодно до конца жизни – это почти в 3 раза больше, чем ВВП на душу населения в РФ. И все это находится за пределами баланса. И как вы думаете – это не большая проблема? Это проблема. Это не обсуждается президентом, конгрессом и даже СМИ. Ведь кажется, что это еще далеко, что есть еще 10-15 лет, но это все ждет наших детей.

Ожидаете ли вы новых заявлений от главы ФРС и есть ли вариант того, что он скажет что-то новое?

Я не знаю, что скажет Бернанке, я не думаю, что он скажет что-то новое. Он уже на протяжении нескольких лет не говорит ничего нового. Он только повторяет, что регулятор продолжит печатать деньги и будет удерживать процентные ставки на низком уровне до тех пор, пока экономика не восстановится. Но эта политика не работает, ситуация в экономике не улучшается.

Все, что сделала ФРС – она выпустила в обращение огромные объемы новых денег. Точнее, даже не в обращение – она напечатала много денег и раздала их правительству и банкам, чтобы они держали эти деньги в качестве резервов. И банки накопили триллионы избыточных резервов в связи с политикой ФРС. Каждый день они могут спокойно начать кредитование – у них для этого есть много денег, и когда эти деньги попадут в экономику, инфляция начнет быстро ускоряться. Таким образом, ситуация очень рискованная – все деньги, напечатанные в ФРС, находятся не в экономике, а в банках, и банки могут в любой момент пустить в работу эти деньги. И как только это будет сделано, инфляция будет ускоряться.

Нужно координировать экономическую активность в зависимости от ситуации. Бернанке сам отчасти вогнал страну в депрессивное состояние, он не активен – нам нужна финансовая власть, настойчивая в том, чтобы компании нанимали больше новых сотрудников, и у каждой компании будут клиенты, и тогда экономика возродится. Нам нужно, чтобы глава ФРС мог так сказать. Вместо этого глава ФРС мямлит: "ну, давайте попробуем вот это еще пару лет". Но это не работает и не помогает экономике.

Беседу провела Татьяна Окишева.


Читайте также:

Что будет с рублём